Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Интересность : больше не пойду.
Расположение : удобно
Интерьер : так себе.
Обслуживание : отлично
Интересность : Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?
Расположение : Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно
Интерьер : Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути
Обслуживание : Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные
Интересность : Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.
Расположение : Недалеко от м. Адмиралтейская.
Интересность : Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.
Расположение : Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.
Интерьер : Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато.
Обслуживание : Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось.
Интересность : Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)
Расположение : Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост.
Интерьер : Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира.
Обслуживание : Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди.
Интересность : не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей
Расположение : пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры.
Интерьер : оформлено все очень разумно и со вкусом
Обслуживание : Приятный в общении персонал. Благодарю
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Адрес

наб. Университетская, д. 3

карта
Район
Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Общая оценка:8.04 / 10
Интересность 8
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 8
Оставить отзыв
Места поблизости
Государственный Эрмитаж Государственный ЭрмитажФантазии и сны Зигмунда ФрейдаИнтерактивный музей Фантазии и сны Зигмунда ФрейдаArt_attractionsМузейно-развлекательный комплекс Art_attractionsДом наоборотМузей Дом наоборот
посетитель
8 / 10 28 марта 2019 г. 23:35
Приятный в общении персонал. Благодарю оформлено все очень разумно и со вкусом пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры. не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 13 ноября 2018 г. 14:19
Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди. Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира. Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост. Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)  на страницу отзыва
посетитель
8.5 / 10 8 ноября 2018 г. 19:22
Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось. Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато. Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская. Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.   на страницу отзыва
О 7.5 / 10 3 июня 2016 г. 14:41
Недалеко от м. Адмиралтейская.  Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.  на страницу отзыва
посетитель
7.25 / 10 24 декабря 2013 г. 11:05
Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути  Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно  Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?   на страницу отзыва
посетитель
7.75 / 10 22 августа 2013 г. 10:43
отлично так себе. удобно  больше не пойду.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Наши посетители оценивают Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный драматический театр Приют комедиантаГосударственный драматический театр Приют комедиантаГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда Государственный мемориальный музей обороны и блокады ЛенинградаМузей-заповедник Царское СелоМузей-заповедник Царское Село

Комментарии посетителей (10)

Лиляк событию Ночь музеев 2021 в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН25 мая 2021 г. 12:10
С детства люблю Кунсткамеру. В этот раз впервые решила воспользоваться аудиогидом и не пожалела! Узнала много дополнительной информации.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина Зинкевич к событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере20 мая 2019 г. 21:43
Разочарована до глубины души. Большие надежды возлагали на Ночь музеев. Специально отложили поход в этот музей на это мероприятие. На следующий день улетали. И что в итоге? Два часа в двух очередях, абсурдные мастер-классы во дворе, странное действо внутри в течение 10 минут с сомнительной игрой "актеров", и... ни одного посмотренного экспоната! После выхода из музея я в течение 20 минут просто молчала, от возмущения и шока, что так могут поступить с людьми ни где-то, а в Петербурге!Для чего все это было? Очень хотела посмотреть экспозиции в Кунсткамере, была первый раз и в городе, и в этом музее. Видно, не судьба...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Иринак событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере19 мая 2019 г. 0:28
Всем здравствуйте! 18.05.2019 Не терпится оставить свой отзыв о посещении Кунтскамеры, о том как мы потеряли 2 часа бесценного времени не понятно на что, такое чувство, что над нами посмеялись просто, мы не увидели не одного экспоната, какие то ряженые в костюмах что то изображали, какие то действа, и рассказывали что можно увидеть в их музее. Получается, что мы пришли послушать какую непонятно что, потратив время, силы, после чего нам указали на выход. Внешний вид актеров был не впечатляющий, игра не понравилась. Очень разочарованы, хотели ехать уже домой после этого действа, приехали туда к 18 и больше часа стояли в очереди. Какой смысл вкладывали организаторы в действо, не понятно.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аля28 марта 2019 г. 23:32
Само здание Музея антропологии и этнографии какое то элегантное...что не скажешь о представленной экспозиции в Кунсткамере...Для меня это мерзко и неприятное зрелище...Да с научной точки зрения. это конечно завораживает..но не более ( чисто мое мнение)
Посмотрите все сами .
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Катя13 ноября 2018 г. 14:21
До сих пор я помню моё первое впечатление от посещения Кунсткамеры) А именно — от зала с уродцами) Ещё меня очень заинтересовал слепок лица и руки Петра Великого — такой он был нескладный, ладошка как у ребенка.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Санюшка24 декабря 2013 г. 11:01
Самое страшное место это конечно Кунсткамера, зрелище я вам скажу не из самых приятных, и неприятно на все это смотреть с одной стороны, но любопытство берет верх с другой. Во времена Петра I, был издан указ о сохранении родившихся уродов и других необыкновенных вещей. Петр I коллекционировал такие вещи, а так же части уродливых животных в Аптекарской канцелярии. Экспонаты конечно устрашающие, не каждый день такое увидишь. Но несмотря на неприязнь к этим экспонатам они не перестают вызывать интерес у людей, кстати очень интересно наблюдать за реакцией людей, когда они рассматривают тот или иной объект. Дети Горлума это вообще что-то с чем-то, они больше всего и пугают, поэтому людям со слабой нервной системой и психикой смотреть не рекомендую, а тем более водить туда детей. Но детей туда пускают вход свободный, но лично я бы не рискнула травмировать детскую психику.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Казарова Лена24 декабря 2013 г. 11:00
Очень-очень давно я хотела посетить этот музей. Но побывавши уже много раз в Санкт-Петертурге, всё никак не могла туда попасть. И вот оно свершилось этим летом! Честно говоря, то ли я так сильно ждала момента, когда туда попаду, то ли не знаю что, но кунсткамера меня не впечатлила. Во-первых, почему-то я была уверена, что она несколько о других вещах, и рассказывать будут также несколько о другом (я пошла туда с экскурсией); во-вторых, мне много говорили, что там страшно, но ничего подобного я не заметила; ну а в-третьих, кроме человеческих уродцев в банках, на что смотреть неприятно, но хотя бы интересно, там ничего нет на чём можно заострить взгляд. Хотя в целом, глядя на обстановку, на статуи стоящие прямо при входе, кажется, что организаторы действительно хотели создать из этого места что-то такое завораживающе-страшноватое. Я бы посоветовала посетить кунсткамеру тем, кто еще не видел, но на что-то особенное не расчитывайте, второй раз вас вряд ли туда потянет.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
LapoCHka22 октября 2013 г. 17:04
Данный музей я посещала в рамках учебной программы университета. Познавательно в рамках изучения этнографии, но лучше ходить с экскурсией, не одному - больше узнаешь информации полезной. Зал с уродцами интересный, хоть один раз, но взглянуть на них надо!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
levada22 августа 2013 г. 10:41
В музее скорее больше этнографии, чем антропологии, так как очень много информации о разных народах -быте, культуре, представлены их вещи. Не понравилось отсутствие подписей ко многим экспонатам, особенно на временных выставках. Зал с заспиртованными уродцами всего один, кто идет в кунсткамеру ради них - вам хватит 15 минут. Некоторые залы можно посетить только с экскурсией
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев24 мая 2011 г. 21:38
18 мая - в День музеев я - Анатолий Мохорев с поэтессой Ниной Кузнецовой-Беловой посетили бесплатно этот великолепный музей. Экспонаты привлекают к себе внимание и мы с удовольствием их смотрели, особенно нам понравились одежды Индии, их труд и сувениры и игрушки. Персонал на наши вопросы отвечал от всей души с улыбкой. Спасибо.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

сегодня в 11:31


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры. После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в январе 1944 года в городе начинаются энергичные восстановительные работы. «Вот вам трудовой день МАЭ, июль-август 1944 г. Явка в 9 ч. утра. Строго, без опозданий… Работа до 6 вечера… сегодня – 3/VIII – пасмурный день. Сушить коллекции нельзя. На очереди «разбор каменных оконных заделок с укладкой материалов»… надо разобрать всего за месяц 21 окно… Разбираем кирпичные заделки со стороны Таможенного переулка. В.В. Федоров и я – с ломами в руках отбиваем кирпичную кладку; надо делать это с силой, но осторожно. Это «мужская» работа. Каплан З.И., Вяткина, Максимова и Ястребова переносят кирпичи на носилках». Из письма Дмитрия Алексеевича Ольдерогге от 03.08.1944. «…Теперь происходят у нас новые дискуссии. Глафира Макарьевна с быстротой молнии освоила строительную профессию (оказывается, что я напрасно затратил на это почти 40 лет) и непрерывно вносит свои предложения и рационализацию… У нас уже имеются и нарушения «техники безопасности». Максимова категорически отказалась привязать себя к трубе во время окраски и ремонта крыши и едва не слетела с крыши. Почти все поперерезалисебе стеклом пальцы. Андрей Александрович во время зашивок окон башни фанерой (с двух привязанных одна над другой лестниц) был настолько сильно ранен сорвавшимся с верхнего переплета осколком стекла, что из вены фонтаном хлынула кровь, и мы, кое-как перевязав руку, отправили его в клинику для перевязки. Теперь он ходит с забинтованной рукой и поневоле занимается научной работой (это счастье теперь никому не дается)…» Из письма Роберта Исааковича Каплан-Ингеляот 21.09.1944 г. В связи с юбилеем Академии наук (220 лет!) все здание нашего музея в ремонте. Сверху донизу его белят, остекляют, красят и моют. Правда, за починку отопления еще не брались, но быть может, и это придет со временем. Надо к 15–20 июня развернуть экспозицию в трех залах второго этажа: бывших Дальнего Востока, Индии, Индонезии и Океании. Выставка историко-отчетного характера: старинные коллекции XVIII века, бывшие в Кунсткамере, новейшие достижения археологов и антропологов, среднеазиатские экспедиции и искусство народов Сибири. Конечно, в работах принимает участие весь коллектив Музея. Он невелик – это те несколько человек, которые провели блокадное время в Ленинграде, приехавшие ташкентцы и два-три человека принятых вновь…» Из письма Дмитрия Алексеевича Ольдерогге от 30.05.1945 г. Весной 1945 года заместитель директора ИЭ АН СССР, архитектор Роберт Исакович Каплан-Ингель, при поддержке С.И. Вавилова и Г.А. Князева подал в Архитектурный совет Ленинграда проект восстановления исторического облика зданияКунсткамеры, предусматривавший не только ремонт, но и восстановление сгоревшей еще во время пожара 1747 года башни. Предложение Каплана-Ингеля было поддержано. Так, именно в трудные послевоенные годы историческому зданию Кунсткамеры был возвращен первоначальный вид. #Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды
вчера в 18:25


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры. Летом 1942 года часть сотрудников Института удалось эвакуировать в Ташкент. В блокадном Ленинграде работать в Кунсткамере остались 15 человек. «С лета 1942-го по 1944-й год в Ленинграде продолжали нести вахту 15 сотрудников Института: заведующий Отделом оформления Музея, ставший теперь Уполномоченным Президиума АН СССР, архитектор Р.И. Каплан-Ингель, старший научный сотрудник К.В. Вяткина, младшие научные сотрудники В.В. Антропова, В.В. Федоров, М.Д. Торэн, заведующая канцелярией А.Н. Калдыкина, комендант здания Е.А. Максимова, вахтеры А.Н. Макарова, О.П. Карманова и М.Т. Константинова, рабочие З.И. Каплан, П.Н. Артамонова и Н.В. Андросова, дворники М.В. Евстратова и Е.Е. Егорова. Именно им мы обязаны больше всего спасением здания Петровской Кунсткамеры и сокровищ Музея антропологии и этнографии. Разве не проявлением стойкости были бесстрашные ночные дежурства членов унитарной команды МПВО на чердаках и крышах здания Института?» Из воспоминаний Саула Матвеевича Абрамзона 18 октября 1943 года на крышу здания Главных фондов МАЭ попала зажигательная бомба. «Одна из зажигательных бомб, ударившись своей тыловой частью о крышу, пробила ее и упала в ящик с землей, разбрасывая в разные стороны не только огненные струи на довольно большое расстояние, но и какой-то очень едкий дым, который перехватывал дыхание. Пришлось надеть противогазы. Но и они не смогли защитить нас от ядовитого дыма. Создавалось трудное положение, так как этот дым заполнил все чердачное помещение. Однако мы заметили, что в верхних слоях он значительно плотнее (как мы потом узнали, это был фосфорный газ, от которого противогаз не мог защитить), поэтому решили приблизиться к бомбе ползком, по-пластунски. Бомба продолжала фонтанировать, огонь подбирался к двери соседнего помещения, ее обивка уже начинала обугливаться. Мне как-то удалось дотянуться до нее и открыть ее лопатой. Огонь сразу уменьшился и не мог уже достать до двери. Загорись дверь, огонь проник бы в помещение самих фондов. Тем временем бомба стала плавиться и деформироваться и превратилась в огнедышащую растекавшуюся массу, которая грозила прожечь тонкое деревянное перекрытие пола чердака. Под этим чердаком находилось помещение фондов Отдела Сибири, где на стеллажах до самого потолка хранились деревянные и берестяные коллекции. Поскольку песок и вода уже не помогали, пришлось пробовать другие способы тушения. Мы стали растаскивать и забивать лопатами это огненное месиво на части, не давая им подолгу оставаться на одном месте. Мы уже не думали о себе, о том, что можем отравиться ядовитым газом, — только бы поскорее потушить огонь, не дать возникнуть огромному пожару. А в некоторых местах доски и балки начинали уже обугливаться, загорелись стружка и мусор, которые оставались тут со времен строительства подсобной комнатушки. Мы не знали, что тушить в первую очередь — саму ли бомбу или новые очаги пожара. Испробовав все доступные средства и приемы, нам удалось в конце концов справиться с огнем. Сколько времени продолжалась эта схватка — не помню. Мы едва держались на ногах от усталости и сильного кашля, вызванного едким дымом. Однако сознание того, что коллекции Фондов были спасены, пожар не повредил помещения, а главное — жизнь нашей третьей дежурной — Екимовой — была спасена (в случае пожара ей вряд ли удалось бы выбраться со своего поста), придавало нам бодрости. Справившись со своим состоянием (дым стал постепенно улетучиваться через открытое слуховое окно), мы продолжали нести вахту…». Из воспоминаний Василия Васильевича Федорова «В одном из своих писем Каплан рассказывает, что при одном из обходов он с удивлением заметил стрелу, вонзившуюся в доски, закрывающие индийскую деревню в двухсветном индийском зале. Все эти подиумы были закрыты досками, что спасло их от повреждений, когда снаряд, разорвавшись, пробил крышу и осколки его вонзились в пол у подиума. Итак, в доску вонзилась стрела. Откуда? Неясно… И вот через несколько дней, проходя по галерее Миклухо-Маклая, Каплан обратил внимание на то, что меланезиец, стоявший в углу и натягивающий лук, опустил свое оружие и уже не держит стрелы. Оказалось, что от сотрясения палец у манекена обломился, тетива спустилась и стрела вылетела, очевидно, навстречу снаряду, вонзившись в тот же макет деревни, куда попали осколки снаряда. «Манекен выстрелил»... Этот анекдот войдет, я уверен, в историю Академии наук». Из письма Дмитрия Алексеевича Ольдерогге от 02.03.1943 г. #Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды
07.05.2024 в 14:13


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры. Самой тяжелой для Ленинграда была первая блокадная зима. «У нас функционировало три бомбоубежища: одно для своих сотрудников, два – для тех, кого тревога (обстрел или бомбежка) заставала на улицах вблизи МАЭ. Оборудовали эти бомбоубежища в подвале. Наружные окна пришлось заложить кирпичом и заштукатурить. В помещение бомбоубежища снесли стулья и кое-какую мебель. Установили дежурства». Из воспоминаний Василия Васильевича Федорова «Ноябрь—декабрь. Дни становятся короче и темнее, холод ощутительнее, вышел из строя водопровод, выключено электричество, через выбитые окна залетает снег, гуляет ветер. Все настойчивее дает о себе знать голод. Люди пухнут, болеют или просто падают и умирают. Но жизнь все еще теплится в стенах Института. Ученые думают о своих трудах, работая при свете коптилки… 16 декабря на заседании Ученого совета филфака защитил диссертацию А.Н. Кондауров. Деятельно готовится к защите Н.Н. Тихоницкая. Д.А. Ольдерогге пишет докторскую диссертацию. Г.И. Петров читает лекции, пишет актуальные статьи по расовой проблеме». Из воспоминаний научного сотрудника Отдела Сибири Валентины Васильевны Антроповой «У Тихоницкой защиты не было, так как ее подвел Пушкаревич, он очень плох и лежит в санатории или стационаре – не помню точно, 10-го должен был выписаться; (…) Сама Тихоницкая распухла и чувствует себя неважно, мечтает об отъезде, но пока тщетно». Из письма Евгении Эдуардовны Бломквист от 20 января 1942 г. «Сейчас ходим втроем (назначили комиссию – меня в качестве старого музейщика, затем заведующий фондами и Торэшка ) обследовать состояние наших фондов после зимы. …Все, для такой зимы особенно, в хорошем состоянии, все на месте, все цело, только часть бочек и кадок с водой при оттаивании лопнула и потекла, но ничего существенного не подмокло». Из письма Евгении Эдуардовны Бломквист от 2 мая 1942 г. #Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды
06.05.2024 в 14:34


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Тяжелая, кровопролитная и беспощадная, она продолжалась до 9 мая 1945 года. Мы публикуем фрагменты воспоминаний и писем сотрудников Ленинградской части Института этнографии АН СССР (ныне - МАЭ (Кунсткамера) РАН), живших в те годы, работавших и сохранивших для нас и уникальные коллекции Музея, и само историческое здание Петровской Кунсткамеры. В первые дни войны главным для всех музейщиков Ленинграда было упаковать и перевезти (перенести) в безопасное место ценные музейные предметы. «25 июня предельно краткий приказ по Институту: «Музей для посетителей закрыт до особого распоряжения». Удары молотков, визг пил, шуршание бумаги заменили в залах голоса экскурсоводов. Спешно делались ящики и в них упаковывались коллекции. Но вот забит последний ящик, уложены уникальные и наиболее ценные предметы…». Из воспоминаний научного сотрудника Отдела Сибири Валентины Васильевны Антроповой о деятельности Института этнографии в первые дни после начала Великой Отечественной войны «…Началась разборка экспозиций и укладка вещей в ящики, которые тут же изготовлялись. Основная масса упакованных коллекций была перенесена и уложена в подвалах. Работа осложнялась тем, что многие сотрудники ушли на фронт, в том числе и заведовавший фондами И.Я. Треногов. Объем работ был велик – сюда входила и очистка помещений фондов, главным образом чердаков, где накопилось немало всевозможных вещей – безномерные черепа, кости, части археологических предметов, запасы хозчасти и т.п. Часть этих безномерных предметов мы зарыли в большую яму, вырытую около ворот, ведущих в Архив АН СССР (между нашим и Зоологическим музеем). Надо об этом вспомнить, чтобы будущие археологи не удивились обилию и разнообразию черепов в одном «погребении». Из воспоминаний Дмитрия Алексеевича Ольдерогге « …к осени мы закончили свертывание экспозиций, составление описей, упаковку коллекций в ящики. Вопрос об эвакуации коллекций был уже снят – враг железным кольцом окружил город». Из воспоминаний Андрея Александровича Попова «Уже в первые дни войны не ушедшие на фронт сотрудники своими силами переоборудовали институтский подвал под бомбоубежище и упаковали в ящики наиболее ценные коллекции Музея, но 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады и эвакуировать коллекции не удалось. 125 ящиков с музейными вещами были тогда переданы на хранение в кладовые Государственного Эрмитажа, а другие вместе с упакованной библиотекой сложили в своем бомбоубежище. Когда потом в них обнаружилась сырость, пришлось эти несколько сот ящиков перетаскивать в экспозиционные залы Музея. Затем учет направления вражеского артиллерийского огня заставил снова переносить те же ящики в другие, более безопасные места». Из воспоминаний Саула Матвеевича Абрамзона(в годы Великой Отечественной войны он исполнял обязанности директора Института этнографии (ныне МАЭ РАН). #Кунсткамера #СохраняяКультуру #ДеньПобеды
05.05.2024 в 20:39


Японский день детей в Кунсткамере 🏯5 мая в музее состоялась авторская экскурсия «Японский день детей» научного сотрудника отдела этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ (Кунсткамера) РАН Александры Андреевны Судаковой. 🔹В Японии ежегодно 5 мая отмечается национальный праздник Кодомо-но Хи – День детей. Праздник посвящается мальчикам и наполнен символами мужества, стойкости и силы. 🎎Участники экскурсии узнали об истории праздника и его традициях, основных символах и угощениях, а также познакомились с коллекцией музея, посвященной Кодомо-но Хи. 🎏В завершении экскурсии был проведен мастер-класс по искусству оригами, на котором своими руками можно было сделать кои-нобори. Так называют в Японии бумажные разноцветные флаги в форме карпов, которые во время праздника устанавливают во дворе дома. Карпы считаются символом жизнестойкости и мужества за способность плыть даже против сильного течения. #Япония
04.05.2024 в 16:05


#Кунсткамера_Календарь 115 лет назад, 4 мая 1909 года, родился Леонид Иванович Лавров, кавказовед, искусствовед и переводчик. Леонид Иванович родился на Кубани в семье потомков запорожских казаков. Еще в ученические годы он написал свой первый доклад, посвященный истории и этнографии родной станицы Пашковская. После окончания школы Леонид Иванович поступил в Кубанский педагогический институт, а через два года перевелся на этнографическое отделение Ленинградского университета. В связи с призывом в армию его учеба прервалась на пять лет. Однако в 1935 году (еще будучи в армии) Леонид Иванович экстерном закончил Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики и спустя год стал сотрудником Института этнографии Академии наук СССР. В том же году в журнале «Советская этнография» была опубликована первая его научная работа, материалы для которой им были собраны еще летом 1930 года. В предвоенные годы Леонид Иванович в основном был сконцентрирован на изучении истории и этнографии абазин. В годы Великой Отечественной войны Леонид Лавров воевал на различных участках ленинградского фронта и занимался преподавательской деятельностью в военных училищах. 📖 Кунсткамера. 1941 – 1945 – https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/5-88431-087-0/5-88431-087-0_02.pdf После демобилизации он вернулся на работу в Институт этнографии, участвовал в этнографических экспедициях, регулярно принимал участие в научных конференциях и симпозиумах. С конца 40-х — начала 50-х годов вопросы этногенеза, которые занимали Леонида Ивановича еще в довоенное время, заняли особое место в его научных изысканиях. В 1950-е в центре его внимания оказалась этническая история и культура народов Северного Кавказа и Дагестана, абхазов. Он предпринял успешные попытки реконструкции местного фольклора, синкретических верований как целостной системы. Леонид Иванович Лавров – один из ведущих организаторов отечественного кавказоведения. Несколько лет он заведовал сектором Кавказа Института этнографии в Москве, руководил группой Кавказа, Средней Азии и Казахстана Ленинградской части Института, по его инициативе был создан и плодотворно работал при Кабинете Кавказа Ленинградского отделения Института востоковедения городской семинар кавказоведов. С 1976 года он стал проводить в Ленинградской части института этнографии Среднеазиатские (ныне Лавровские) чтения, объединившие научные силы кавказоведов страны. Ученый разносторонних знаний и интересов, Леонид Иванович оставил труды в самых различных областях истории, этнографии, этногенеза и этнической истории, палеографии, ономастики; им написаны обобщающие очерки и по отдельным народам. Леонид Иванович не был специалистом в какой-нибудь одной области кавказоведения в смысле хронологическом или проблемном. От древности до современности, от этногенеза до современного быта сельского и городского населения Кавказа — вот временной диапазон и многообразие его научного наследия. 📖 О нем: - Карпов Ю.Ю. Л.И. Лавров как ученый-гражданин. К столетию со дня рождения https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_00.pdf - Магомедханов М.М. Дагестан Л.И. Лаврова https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_01.pdf - Бгажноков Б.Х., Абазов А.Х. Л.И. Лавров. «Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев и балкарцев» https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_02.pdf - Курмансеитова А.Х. Эпиграфические памятники ногайцев в научных трудах Л.И. Лаврова https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_03.pdf 📖 Электронная библиотека: - Лавров Л.И. Убыхи: историко-этнографическая монография. СПб., 2009. (Кунсткамера – Архив; т. 3). https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_05/978-5-02-025592-0 - Лавров Л.И. Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции. https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xvii/mae_xvii_09.pdf https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xviii/mae_xviii_07.pdf - Лавров Л.И.. Из эпиграфических находок дагестанской экспедиции. (Статья вторая) - Лавров Л.И. Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции. (Статья третья) https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xix/mae_xix_01.pdf - Лавров Л.И. Новые материалы по арабской эпиграфике на Северном Кавказе https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xxi/mae_xxi_09.pdf - Лавров Л.И. Альбом и макеты Д. А. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xxxiv/mae_xxxiv_06.pdf - Лавров Л.И. Ранне-средневековый могильник в нагорном Дагестане https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xiii/mae_xiii_07.pdf - Лавров Л.И. Археологические разведки в Дагестане 1947 и 1950 гг. https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xiv/mae_xiv_10.pdf - Лавров Л.И. Кавказский отдел МАЭ и кавказский сектор института этнографии АН СССР https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xxxv/mae_xxxv_04.pdf
01.05.2024 в 10:08


С Днем весны и труда! 📸Демонстрация 1 мая 1937 года. Ненцы. Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард (Обдорск). 1 мая 1937
26.04.2024 в 16:04


«Мультимедийные проекты Таймырского краеведческого музея» 🗓25 апреля 2024 г. на Северном антропологическом семинаре МАЭ РАН с докладом «Мультимедийные проекты Таймырского краеведческого музея» выступил заместитель директора по научной работе Таймырского краеведческого музея (г. Дудинка) Владимир Владимирович Рубителев. ♦️Докладчик рассказал об экспозициях музея и о проекте анимации рисунков известных Таймырских художников Бориса Молчанова и Мотюмяку Турдагина. 📍Семинар подготовлен при поддержке РНФ (проект № 23-18-00637) и под эгидой Научного совета РАН.
23.04.2024 в 19:50


«Михаил Васильевич Ломоносов известный и неизвестный». Апрельская лекция в лектории Кунсткамеры 🏛22 апреля в Имперском зале прозвучала третья лекция общедоступного лектория «Кунсткамера 310. От А(натомии) до А(строномии)». О личности Михаила Васильевича Ломоносова, о его научных достижениях и его наследии рассказала главный хранитель фондов МАЭ РАН, и.о. заведующего отделом Музей М.В. Ломоносова Наталья Павловна Копанева. 💬 «В XX веке академик С. И. Вавилов сожалел, что «подлинная фигура Ломоносова не ясна до сих пор», а литературовед П. Н. Берков писал, что Ломоносова мы знаем «мало и плохо». Дело в том, что архив ученого, как и его библиотека, сохранились лишь частично…» 🔹На лекции Наталья Павловна затронула проблему точной датировки дня рождения Михаила Васильевича, рассказала о его воспоминаниях о родине, о странствиях по Европе, о друзьях и недругах. Показала цифровые копии писем Михаила Васильевича Ивану Ивановичу Шувалову. И представила материалы новых исследований, связанных с изучением владельческих помет в «Риторике» Николя Коссена, принадлежавшей Михаилу Васильевичу.
22.04.2024 в 19:05


Молодая Кунсткамера. Лекторий для школьников Каковы перспективы современного гуманитарного образования? Какие навыки необходимы современным научным и музейным сотрудникам? Какие возможности для профессиональной самореализации открывают образование историка, этнографа, антрополога, музееведа, востоковеда, лингвиста или географа? Об этом будут рассказывать школьникам молодые ученые МАЭ РАН в рамках лектория «Молодая Кунсткамера», который организован Советом молодых ученых МАЭ РАН. Весной лекции пройдут для учеников «Ломоносовской гимназии» № 73 Санкт-Петербурга, а осенью лекторий будет работать на площадке Музея. Ученые поделятся собственным опытом обучения в вузе, написания диссертации, расскажут об экспедициях, о создании выставок и экспозиций, о киберпроектах молодых сотрудников МАЭ РАН. 17 апреля в гимназии № 73 состоялась первая лекция «Увлечение Японией как профессия», ее провела м.н.с. отдела этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии Александра Судакова. Она рассказала об изучении японского языка, о возможностях, которые дает образования востоковеда (японоведа) и где они могут быть применены. Школьники с интересом задавали вопросы и делились собственным опытом изучения японского языка с помощью аниме. #Кунсткамера #СМУ #Лекторий #Япония
21.04.2024 в 17:21


«Вкус Заполярья – 2024» Какой эффект оказывает напиток из мухоморов в отваре из голубики? (спойлер – тонизирующий). А бражка из морошки? (спойлер – расслабляющий). Что готовят коренные жители Чукотки к национальному празднику «Кильвей»? Какие эксперименты проводят жители северных регионов по самостоятельному производству дефицитных продуктов? Какими способами их сохраняют? Более 40 докладов, так или иначе отражающих проблемы обеспечения продовольственной безопасности в арктической зоне России, прозвучали на Второй научной конференции «Вкус Заполярья», которая прошла 17-18 апреля на площадках РГПУ им. Герцена. Организаторы конференции - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН совместно с Институтом народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Чукотским филиалом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Ученые – этнографы и антропологи – поделились друг с другом результатами своих исследований. Рассказали, как, по их наблюдениям, в условиях тяжелого климата, ограниченного ассортимента и удаленности от крупных центров жителям Севера удается поддерживать пищевую автономность, восполнять и взаимозаменять недостающие элементы. И как обычно, неподдельный интерес вызвали национальные кухни. Этой теме было посвящено множество докладов. А 18 апреля прошли и дегустации. Были представлены нивхская, эвенкийская, ненецкая и чукотская кухни. И желающие могли принять участие в мастер-классе по приготовлению строганины.
16.04.2024 в 19:26


Заседание Северного антропологического семинара: два доклада о Хакасии   🗓11 апреля в читальном зале библиотеки МАЭ РАН состоялось очередное заседание Северного антропологического семинара. 📑Первый доклад был представлен Ульяной Сергеевной Струговщиковой - научными сотрудником сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН. Тема: «Загадка курганов Хакасии в биосемиотической оптике».    ♦️Биосемиотика как наука доязыкового уровня помогает увидеть и осмыслить знаки, которые создают живые организмы в повторяющемся соприкосновении с окружающим. Используя некоторые аспекты этого подхода, автор рассматривает древние курганы, находящиеся на территории республики Хакасия, и жителей Хакасии как два отдельных временных мира, переплетающихся в настоящем и формирующих свою собственную уникальную окружающую среду, которая изменяется под влиянием находящегося в ней живого. Новое общество, осваивая пространство, включая остатки культурного наследия прошлого, создает новые смыслы в попытках интерпретировать знаки, оставленные ушедшими культурами, интегрировать их в свое настоящее. При этом, с новыми смыслами могут создаваться и новые знаки. Автор подчеркивает, что курганы – это концепты, т.е. они «говорят» за себя сами, транслируя «голос» своих создателей, которые ныне воспринимаются в качестве предков, хотя генетического родства с ними нет.   📑Второй доклад представил Игорь Александрович Грачев - младший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН. Тема: «Археологическое наследие в традиционной культуре хакасов».   ♦️И. А. Грачев утверждает, что вопросы, связанные с представлением традиционной культуры о своем прошлом, до сих пор остаются слабо исследованными. Исторический ландшафт, сформированный в предшествующие исторические эпохи, оказывает значительное влияние на формирование мифологии и эстетики культуры. Объекты археологического наследия вплетаются в культурную канву этноса. Однако далеко не все памятники прошлого оказываются значимыми и важными. Многие объекты, несмотря на свой грандиозный масштаб и ярко выраженную антропогенность, игнорируются традиционной культурой. Всем этим вопросам, а также вопросам интерпретации наследия прошлого носителями традиционной культуры был посвящен доклад.   📍Семинар подготовлен при поддержке РНФ (проект № 19-78-10002) и под эгидой Научного совета РАН.
15.04.2024 в 20:01


День памяти Михаила Васильевича Ломоносова в МАЭ РАН 🏛15 апреля в Кунсткамере традиционно прошел день памяти Михаила Васильевича Ломоносова. Историческое здание нашего музея – единственное сохранившееся в Петербурге, где великий русский ученый бывал и работал. ♦️Утром сотрудники Музея Ломоносова возложили цветы к могиле Михаила Васильевича в Александро-Невской лавре и к памятнику Михаилу Васильевичу на Менделеевской линии, а в 16 часов в Ломоносовском зале на третьем этаже башни Кунсткамеры прошло торжественное заседание Научного клуба «Ломоносовъ». 📑С докладом «М. Ломоносов и риторический трактат Н. Коссена: формирование идей (наблюдение за ломоносовскими пометами)» выступили коллегии из Института лингвистических исследований РАН (ИЛИ РАН) Анна Сергеевна Смирнова и Миляуша Габдрауфовна Шарихина. 📕В докладе речь шла о книге из личной библиотеки М.В. Ломоносова, которая сейчас хранится в МАЭ РАН. Сама книга с риторическим трактатом Николя Коссена (издания 1626 года) тоже была представлена, и участники семинара имели редкую возможность прикоснуться к экземпляру, которым когда-то владел Ломоносов. 💬Исследователи же рассказали о своих результатах сопоставления ломоносовского «Краткого руководства к красноречию» с трактатом Н. Коссена «De eloquentia sacra et humana». Понимая, что каждый значок на поле книги скрывает какую-то мысль Ломоносова, ученые пристально изучили все страницы владельческого экземпляра. В докладе была представлена сложившаяся в ходе исследования классификация ломоносовских помет, а также их интерпретация. Кроме того, был дан обзор о ломоносовских подчеркиваниях, которые без погружения в творчество Ломоносова, в лабораторию его идей, сами по себе остаются «немыми». 🎼Завершило торжественное заседание Научного клуба «Ломоносовъ» выступление барочного ансамбля «Солисты Екатерины Великой».
11.04.2024 в 15:49


Опять готовимся к обновлению! В начале апреля Министерство науки и высшего образования РФ объявило победителей Второго грантового конкурса для популяризаторов науки. Поддержку получат 19 проектов авторов научно-популярного контента и 18 проектов организаторов мероприятий, популяризирующих науку для широкой аудитории. Проект МАЭ РАН «Михаил Ломоносов и научное наследие России: экспозиция и популяризация (к 310-летию Кунсткамеры и 75-летию Музея М.В. Ломоносова)» оказался в числе победителей. Это значит, что уже в этом году нам удастся провести реэкспозицию в зале Музея М.В. Ломоносова. Кроме того, в рамках проекта будут подготовлены серии подкастов и видеолекций о М.В. Ломоносове, Кунсткамере и Академии наук. Поздравляем музей с победой на конкурсе! Желаем сил и вдохновения для реализации задуманного проекта! И с нетерпением ждем открытия обновленной экспозиции! #Ломоносов #Россия #наука #музей #Кунсткамера
10.04.2024 в 09:29


Наука и музеи 9 апреля, на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого начал работу двухдневный методический семинар по организации работы музеев вузов и научных организаций. К истории вопроса напомним, что в феврале 2021 года эту проблему поднимал в своем выступлении на Совете Федерации РФ директор МАЭ (Кунсткамера) РАН, член-корреспондент РАН Андрей Владимирович Головнёв. Ведь Кунсткамера, являясь первым в России публичным музеем, остается действующим научным институтом, и согласовывать научную и музейную деятельность порой бывает непросто. Сейчас проблема выходит на новый виток обсуждения на федеральном уровне. Участников семинара приветствовали: заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации К.И. Могилевский, заместитель Министра культуры Российской Федерации А.В. Малышев, директор Правового департамента Минобрнауки России М.А. Мерзляков, проректор по молодежной политике и коммуникативным технологиям М.А. Пашоликов, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого В.В. Глухов и директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН А.В. Головнёв. И еще одно приятное событие в рамках семинара. Главный хранитель фондов МАЭ (Кунсткамера) РАН Наталья Павловна Копанева получила Благодарность от Минобрнауки России «За большой вклад в развитие музеев образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также популяризацию музейной деятельности». Наталья Павловна, вы этого достойны! Наши искренние поздравления! 👏👏 На фото: Главный хранитель фондов МАЭ РАН Н.П. Копанева и директор Правового департамента Минобрнауки РФ М.А. Мерзляков
09.04.2024 в 19:42


«Мусульманская магическая традиция в ингушских лечебных практиках» 8 апреля в читальном зале библиотеки МАЭ РАН состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Исламский мир: историко-культурные, музейные и архивные источники». Доклад «Мусульманская магическая традиция в ингушских лечебных практиках» представили д. и. н. Макка Султан-Гиреевна Албогачиева и к. и. н. Марьям Ефимовна Резван. На примере полевых материалов авторы рассказали о том, как древняя магическая традиция излечения болезней, основанная на коранических текстах, продолжает существовать в современном ингушском обществе. Несмотря на сложное отношение представителей официальных исламских институтов к магии, тексты Корана и сегодня являются неотъемлемой частью народной медицины у ингушей. Подробно были рассмотрены два предмета с арабскими надписями, используемые для лечения. Оба содержат имена «Семерых спящих отроков», известных в исламе как «Люди пещеры» или асхаб ал-кахф, и их собаки Китмир. Популярность этого персонажа в мусульманском мире весьма велика. Его имя встречается в самых разных и неожиданных контекстах: от личной печати имама Шамиля до названия модного парижского дома. #Кунсткамера #Наука
09.04.2024 в 10:11


«Чем привлекательно оленеводство для этнографа? (заметки о творчестве В.А. Козьмина)» Так назывался доклад, с которым выступил на Пленарном заседании Этнографических чтений памяти Валериана Александрович Козьмина директор МАЭ (Кунсткамера) РАН, член-корреспондент РАН Андрей Владимирович Головнёв. Также в конференции, которая продолжалась два дня 4-5 апреля на трех площадках (в штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, в Институте истории СПбГУ и здании Библиотеки РАН), приняли участие сотрудники различных отделов МАЭ РАН. Этнографические чтения памяти Валериана Александровича Козьмин были организованы кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ совместно с Этнографической комиссией С.-Петербургского отделения РГО. Валериан Александрович был выдающимся сибироведом, полевиком-практиком и теоретиком полевой этнографической работы/, в период 2002–2012 гг. он заведовал кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. #этнография #наука #РГО
06.04.2024 в 17:18


#Кунсткамера_Календарь ⚓️ 205 лет назад, 6 апреля 1819 года, поступил указ императора Александра I об организации на шлюпах «Восток» и «Мирный» под началом капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена антарктической экспедиции. ▫️При подготовке первой русской антарктической экспедиции Адмиралтейским департаментом были составлены инструкции, включавшие описание и изучение культур народов, проживавших в местах осуществления экспедиции. В первой инструкции морской министр Жан Батист де Траверсе поручал участникам экспедиции: «Во всех местах, где будете приставать, должны стараться узнавать: нравы народов, их обычаи, религию, военные орудия, род судов, ими употребляемых, и продукты, какие имеются, также по части натуральной истории и прочее». 📝 В документе государственного Адмиралтейского департамента оговаривалось, что «рисовальщик должен снимать виды всех мест примечательных, где случится быть, также портреты народов, их одеяний и игры. Все и всякого рода собрания вещей, описания всего, рисунки и прочее в конце кампании обязаны художники вручить командующему отрядом, который все без изъятия должен представить государю императору чрез морского министра, по возвращении в Россию». #Кунсткамера #Антарктида #флот
04.04.2024 в 10:34


Уважаемые посетители! В связи с проведением технических работ возможны сбои в работе сервиса покупки электронных билетов. Приносим извинения за неудобства
30.03.2024 в 20:32


Поздравляем со 130-летием отдела археологии МАЭ РАН! ℹ️Оказывается, в начале XX века название «МАЭ» планировали расширить еще одной «А», чтобы получилось «МААЭ» – Музей антропологии, археологии и этнографии. И хотя археология так и не вошла в название Музея, эта область остается важной частью научных исследований нашего института. ⚜️А началось все со знаменитой сибирской коллекции золотых изделий, собранной владельцем Тагильских заводов А.Н. Демидовым и подаренной им Петру I. Самые интенсивные поступления были в XX веке – от археологических экспедиций, работавших на территории страны. А XXI век обогатил МАЭ целым рядом уникальных коллекций палеолитического времени. ♦️Так что теперь по сосредоточению самых древних памятников материальной культуры (палеолит, мезолит, неолит) археологический фонд Кунсткамеры занимает первое место среди музеев России, стран СНГ и одно из первых мест в мире! Наши археологи продолжают работу – каждый год отправляются в экспедиции, ведут раскопки и привозят предметы! 💬«Часто думают, - говорят наши археологи, - что археология – это про красивые яркие находки, шедевры. Они, конечно, встречаются, но на самом деле археология – наука «массового материала». Мы, как правило, не гонимся за чудесами, мы исследуем повседневность. И выводы исторического масштаба археологи делают, работая с неприметными предметами». ✨Желаем всем сотрудникам нашего отдела археологии динамичного развития и успешных исследований!! 🌐 https://www.kunstkamera.ru/museums_structure/research_departments/department_of_archaeology/ #археология
28.03.2024 в 15:28


#Кунсткамера_Календарь «Имею честь доложить отделению, что его императорское величество государь император осчастливил музей своим посещением» 110 лет назад Музей антропологии этнографии посетил император Николай II. Директор музея Василий Васильевич Радлов сообщал в Академию наук: «Государь император подробно обозревал все отделы музея, причем объяснения имели счастье давать директор музея, заведующие отделами и другие работающие в музее лица, удостоившиеся во время объяснений быть представленными его императорскому величеству. Оставляя музей, государь император выразил свою благодарность за образцовый порядок, превосходный подбор коллекций и вообще за отличное состояние музея». В то время историческое здание Кунсткамеры занимала Библиотека Академии наук. Коллекции МАЭ ютились в здании в Таможенном переулке. В ходе визита в музей Николай II одобрил проект реставрации и переустройства исторического здания Кунсткамеры под экспозиции МАЭ. Одновременно он дал согласие «наименовать залы отдела Индии, основание которому положено собраниями его императорского величества, залами его императорского величества Николая II». Осматривая, размещенную в МАЭ Галерею императора Петра Великого, Николай Александрович предложил для специального надзора за ней создать особую комиссию «из лиц персонала музея и чинов Министерства императорского двора».
28.03.2024 в 12:43


#Кунсткамера_Календарь 130 лет назад, 28 марта (15 марта по старому стилю) 1894 года, под председательством президента Императорской Академии наук Великого князя Константина Константиновича Романова состоялось объединенное заседание Физико-математического и Историко-филологического отделений Академии, на котором директором Музея антропологии и этнографии был избран Василий Васильевич Радлов. Он возглавлял музей в течение четверти века, с 1894 по 1918 год, и сыграл решающую роль в становлении его как подлинно научного учреждения мирового уровня. При Василии Васильевиче экспозиционные площади Музея выросли в 4 раза. По его инициативе был создан Попечительский совет. Радлов начал активное сотрудничество с ведущими этнографическими музеями мира, благодаря чему стал осуществляться обмен коллекциями с зарубежными музеями.
27.03.2024 в 21:16


Поздравляем с Международным днем театра! На экспозиции музея представлены экспонаты, рассказывающие о разных театрах народов мира. Так в зале Япония показана сцена театра Но. Театр Но в Японии возник в первой половине XV века, но подлинного расцвета он добился лишь в XVII столетии. Представления театра Но проходят на квадратных сценах. Над сценой возвышается крыша, напоминающая конструкцией крышу синтоистского храма. Сцена открыта с трех сторон, четвертая сторона – стена-задник, на золотом фоне которого изображена зеленая раскидистая стилизованная сосна (символ долголетия). К основной сцене вплотную примыкают две площадки. Декорации на сцене не применяются. Для того чтобы зрители знали, где происходит действие, в текст пьесы включаются слова, описывающие обстановку. Роли актеров распределены на три основные группы: ситэ – главное действующее лицо; ваки – второстепенный персонаж; кёгэн – комический персонаж. Актер исполняет роли только определенной группы. Женские роли по традиции исполняют мужчины. В представлениях принимают участие артисты как в масках, так и без масок. Главный актер выступает в маске, его выступление сопровождается хором и оркестром. Всего насчитывается около двухсот видов масок Но. Главным средством художественного выражения в театре Но является музыка, пение и танец. В театре Но существуют две основные эстетические концепции: мономанэ (подражание действительности) и югэн (внутренний смысл). Эти концепции находят отражение в тексте, танце, музыке, пении и сценическом движении. Важной составной частью искусства Но является его сложная драматургия – ёкёку. В основе пьес: японские легенды, древние сказки, известные исторические события, произведения классической японской литературы. Спектакль продолжается около шести часов и состоит из пяти пьес: о богах, о самураях, о женщине, о злом человеке и о злом духе или каком-нибудь празднестве.
25.03.2024 в 15:58


#Кунсткамера_календарь 120 лет назад, 23 марта 1904 года, родилась Анна Евгеньевна Глускина, японовед, переводчик и поэт. Анна Евгеньевна родилась в Тюмени, после окончания школы она поступила на японское отделение Петроградского института живых восточных языков и вместе тем слушала курс на восточном факультете Петроградского университета. Ее учителем стал блестящий ученый, основатель русской школы японоведения Николай Иосифович Конрад. После окончания университета Анна Евгеньевна начала работать в Музее антропологии и этнографии АН СССР и в 1928 году была направлена от музея в научную командировку в Японию для пополнения коллекций. В Японии Анна Евгеньевна не только собирала материалы о японском быте, сельском хозяйстве, народном театре, но и слушала в Токийском императорском университете лекции знатока древних поэтических памятников Нобуцуна Сасаки, принимала участие в семинаре по классической поэзии. Еще со студенческих лет Анна Евгеньевна занималась переводами японской поэзии. В 1926 году в Ленинграде вышла маленькая книжка ее переводов под названием «Песни Ямато». В 1943 году Анна Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Японские кагура (Истоки японского народного театра)», написанную по материалам, собранным во время научной командировки в Японию, а привезенные ей предметы и сегодня украшают экспозицию Музея антропологии и этнографии.
23.03.2024 в 11:21


Уважаемые посетители! 23 и 24 марта 2024 года МАЭ (Кунсткамера) РАН работает в обычном режиме. Мы всегда поддерживаем меры музейной безопасности на высоком уровне. В связи с совершенным в концертном зале «Крокус Сити Холл» терактом они дополнительно усилены. Если вы купили билет в музей на эти выходные, при желании вы можете его вернуть. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Вернуть билет» в письме-заказе или написать на [email protected]
23.03.2024 в 09:47


Наши искренние соболезнования всем, кто потерял родных и близких во вчерашней террористической атаке. Скорбим.
22.03.2024 в 20:46


К селькупам на День оленевода. Экспедиция Ольги Степановой В феврале-марте 2024 г. в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа проходила экспедиция старшего научного сотрудника МАЭ РАН Ольги Борисовны Степановой. Ольга Борисовна посетила рыбацкие угодья, беседовала с информантами в поселке Красноселькуп, искала материалы по ряду научно-исследовательских проблем в Архивном отделе администрации Красноселькупского района, ознакомилась с новыми достижениями мастеров районного Дома ремесел. А кроме того, выступила с докладом на круглом столе «По волнам истории: о Церковенке», прошедшем в Красноселькупском краеведческом музее и посвященном его 35-летнему юбилею. 2 марта О.Б. Степанова приняла участие в главном ежегодном национальном празднике Красноселькупского района – Дне оленевода, который в этом году проводился в поселке Толька. В ходе поездки был собран большой объем фото, видео и аудио материала, а для передачи в фонды МАЭ привезена коллекция предметов по традиционной культуре селькупов. Поездка состоялась в рамках темы НИР «Люди и вещи: локальные сообщества, материалы, технологии» (рук. В.Н. Давыдов, А.А. Новик) при финансировании, выделенном администрацией МАЭ.
21.03.2024 в 18:05


«Как написать аннотацию своей статьи по-английски и по-русски» - мастер-класс Лаборатории музейных технологий 🗓28 марта в 16.00 состоится семинар Лаборатории музейных технологий, на котором кандидат философских наук, Ph.D, научный сотрудник МАЭ РАН Наталья Анатольевна Черняева проведет мастер-класс «Как написать аннотацию своей статьи по-английски и по-русски». ✍️Написание аннотации к статье на английском — требование, предъявляемое сегодня в большинстве научных изданий, особенно входящих в рецензируемые англоязычные базы Scopus и Web of Science. С помощью ИИ сервисов Google Translator или Deepl.com перевод аннотации на английский перестал быть проблемой. Но так как в английском языке структура аннотации и отдельных предложений отличается от русскоязычных структур, переведенная аннотация часто звучит тяжеловесно и искусственно. 📑Мастер-класс будет посвящен разбору правил, соблюдение которых позволит вашей англоязычной аннотации звучать более аутентично. Это избегание пассивного залога, идентификация акторов исследования, удаление лишних слов, избегание кавычек и скобок и т. д. Написание англоязычной аннотации часто помогает с русской версией: отредактированная с учетом английского варианта, она становится более ясной и лаконичной. 📍Место проведения семинара – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, Университетская наб., д.3. Служебный вход. Кабинет 107 (первый этаж). Желающие принять участие в семинаре должны сообщить заранее о своем намерении для оформления пропуска Станулевич Надежде Алексеевне по телефону: +79045561668
19.03.2024 в 17:54


Общедоступный лекторий «Кунсткамера 310. От А(натомии) до А(строномии)» продолжается! 🗓18 марта в Имперском зале состоялась вторая лекция общедоступного лектория «Кунсткамера 310. От А(натомии) до А(строномии)» . На этот раз поведали об уникальных археологических коллекциях нашего Музея. 🏛Кстати, в начале XX века название «МАЭ» планировали расширить еще одной «А» – «МААЭ» – Музей антропологии, археологии и этнографии. И хотя археология так и не вошла в название Музея, эта область остается важной частью научных исследований нашего института. 📑Об этом в своем докладе «Археология в МАЭ РАН: история собрания, коллекции и новые находки» рассказал старший научный сотрудник отдела археологии Станислав Викторович Бельский. Также он представил фотографии археологической экспозиции МАЭ, открытой в 1925 году. К слову, сегодня в постоянной экспозиции Музея археология представлена мало, основная часть обширных коллекций скрыта от глаз посетителей, но доступна для изучения специалистам. 💬«Часто думают, что археология – это про красивые яркие находки, шедевры. Они, конечно, встречаются, – поделился своим опытом Станислав Викторович. – Но на самом деле археология – наука «массового материала». Мы, как правило, не гонимся за чудесами, мы исследуем повседневность. И выводы исторического масштаба археологи делают, работая с неприметными предметами». 🪙Станислав Викторович рассказал об истории отдела археологии МАЭ, которому 30 марта этого года исполнится 130 лет. Представил коллекции МАЭ по Ананьенскому могильнику, Неволинской культуре и скандинавскому бронзовому веку. А также показал собственные археологические находки. Много лет Станислав Викторович возглавляет Приладожскую археологическую экспедицию МАЭ. И вот как раз на берегах Ладоги он нашел, например, уникальный арабский дирхем, который сейчас считается единственной подобной монетой в мире. Как ни крути, а общаясь с археологами, мы все равно ждём сенсаций. ✨Спасибо Станиславу Викторовичу за интересные сведения и увлекательный рассказ! Видео этой лекции мы выложим позже в наших аккаунтах. А следующая встреча в рамках лектория будет в апреле — следите за нашими анонсами!

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю