Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Сиамак Филизаде. Рожденные пешками"

4999

Страница была создана и обновлена 22.08.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 14 декабря 2023 г. 10:00
по 14 апреля 2024 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 324-08-09 Музей современного искусства Эрарта
СПб, 29-я линия В.О., д. 2 на карте
  Василеостровская (1.9 км построить маршрут до метро)
  Приморская (2.0 км пройти от метро)
  Спортивная (3.1 км)

Василеостровский район
Цена, Р 600-1000600
Сайт https://www.erarta.com
Теги современное искусствоискусствоминиатюрадо 1000 рубперсональные выставкихудожественные выставкитематические выставки
Возрастной рейтинг 18+
Событие прошло?
Подпишись на Эрарта,
получай отзывы и напоминания

Мероприятия в музее современного искусства Эрарта

3 июня 2024 10:00Выставка Жерара Юфера "Один день в музее"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Жерара Юфера....

600-1000 Руб.
31 июля 2024 10:00Выставка современной японской фотографии "Город и люди"
Музей Эрарта представляет выставку современной японской фотографии «Город и...

600-1000 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Имя иранского художника Сиамака Филизаде широко известно: его произведения находятся в постоянном собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а также в коллекциях других авторитетных арт-институций по всему миру.

Подобно классическим персидским миниатюрам, работы Сиамака изобилуют деталями: созданные им фантастические мегаполисы, где персонажи, предметы и смыслы сплетаются в сложные узоры, можно разглядывать часами. Чем дольше вы всматриваетесь в них, тем больше подробностей замечаете, и тем больше при этом ускользает от вашего взора. Предлагаемая вниманию зрителя серия работ Сиамака под заслуживающим отдельного разговора названием «Важных новостей не бывает» содержит несколько сквозных сюжетов с участием персонажей, известных по предыдущим работам автора. Перед нами в очередной раз разворачивается грандиозная панорама новейшей истории некой воображаемой страны, где социальные потрясения, культурные сдвиги, военные перевороты, межконфессиональные конфликты и прочие горячие темы современности развиваются одновременно.

Характеры главных персонажей Сиамака — главнокомандующего, алчного пожирателя нефти, клоуна, тучного султана и пророка — подчеркнуто утрированы. Яркость их образов усиливается присутствием рядом с самими героями их сфер влияния, сделанных художником зримыми благодаря отдельным «говорящим» деталям. Партии «звезд первой величины» разыгрываются в постановках Сиамака на фоне людских толп. Фигуры, из которых складывается толпа, подобны пешкам на шахматной доске: они знают свое место и правила игры и четко работают на короля — в этом заключается их главная и единственная задача. Хрестоматийные шахматные партии обычно начинаются с хода пешкой. Ее вбрасывают в игру не раздумывая, и продвигаться она может только вперед, но при этом не может обойти стоящую перед ней фигуру — таков табель о рангах. В отличие от других шахматных фигур, пешка не может ходить назад, ей доступна лишь одна альтернатива: наступать или быть битой. Взятую пешку противника снимают с доски и, как правило, ставят тут же рядом — так игрокам проще ориентироваться в ходе шахматного поединка. В работе Сиамака «Черная пятница» происходит нечто подобное: поверженные «пешки» выставлены на всеобщее обозрение, подобно жертвам средневековых публичных казней. Как и в том глубоком прошлом, эти несчастные служат потехой толпе: сжимающие их горло удавки украшены связками ярких воздушных шариков. Так принесенные в жертву агнцы выполняют свое предназначение — напоминать всем о том, что те тоже рождены «пешками». Такой же посыл содержится в работе Сиамака «Ты солдат», представляющей собой современную интерпретацию знаменитого агитационного плаката 1914 года с изображением лорда Китченера: когда требуется военная мобилизация, мы автоматически лишаемся имен и становимся безымянными солдатами, пешками в большой игре, а потребоваться мобилизация может в любое время, ибо, согласно Оруэллу, «мир — это война».

Солдаты на войне — расходный материал; так и в шахматах пешками легко жертвуют, потому что их много. Работа Сиамака «Царь грядет» служит тому иллюстрацией: все «пешки» в сборе и с готовностью выстилают своими скромными одеждами путь приближающегося к ним правителя, который пока находится вне зоны видимости зрителя, но по поведению пешек мы знаем, что он где-там. Взгляд изучающего эту картину обязательно остановится на фигуре женщины на переднем плане, покорно распахивающей одежду на груди, и на мужчине с белым листом бумаги в руке, словно решившем выдать властителю карт-бланш — символический знак неограниченной власти над своими вассалами. И все же, будучи самым малоценным участником шахматной партии, пешка имеет ряд преимуществ перед другими, старшими по рангу, фигурами. Она позволяет себе больше свободы, чем другие: при том что ей разрешено ходить только вперед, она бьет по диагонали. У нее и потенциал выше: если пешке удается пройти целой и невредимой через всю доску, она может превратиться в любую из старших фигур, кроме короля: ферзя, ладью, слона или коня. В работе Сиамака «Равенство» мы наблюдаем попытку восхождения «пешек» по социальной лестнице, изображенной в виде густой чащи строительных лесов. Низ этой причудливой конструкции погружен во тьму, но по мере подъема мы все яснее различаем группы «пешек», сидящих за обеденными столами и наслаждающихся трапезой. Чем выше уровень подъема, тем изысканнее кушанья и обстановка, и тем веселее атмосфера за столом. Однако же «пешкам», не добравшимся до самого верха, некогда расслабляться: они прекрасно помнят о своей уязвимости, пока над ними есть уровень выше.

Людские толпы — важнейший компонент сцен, разыгрывающихся на полотнах Сиамака. Они представляют собой не обезличенную аморфную массу, — напротив, каждый участник наделен индивидуальными чертами, их позы динамичны, в них чувствуется энергия. При том что все одеты в одинаковую униформу военного образца, в каждой «пешке» прочитывается характер и способность превратиться в ферзя, если с ее пути убрать запирающие фигуры. В поистине театральных постановках Сиамака его «солдаты» присутствуют на сцене не в роли бессловесной массовки, но в роли античного хора — рассказчика об эпохальных событиях, разворачивающихся на сцене. А роль хора велика: ведь история делается не только теми, кто может менять ее ход своими решениями, но и теми, кто потом об этом будет рассказывать.

.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Культурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопаркКультовый ресторанный проект \Культовый ресторанный проект "Рибай"Государственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IРадоновые озера: Петербургские мальдивыРадоновые озера: Петербургские мальдивы
Отзывы о событии Выставка "Сиамак Филизаде. Рожденные пешками"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вероника28 марта 2019 г. 12:39
Очень яркий стильный современный музей. Посетителей очень много, он завлекает своей неординарностью. Имеются кафе и ресторан, где насытившись духовной пищей, можно утолить и физический голод.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся11 марта 2019 г. 13:35
Необычное и безумно интересное пространство. Организаторы, видимо, пытались воплотить идею "каким должен быть современный музей". Получилось что-то невероятное. Во-первых, это чуть ли не единственный музей, который работает до 10 вечера. Во-вторых, здесь много что интерактивное и часто находится в движении (поэтому, кстати, сразу при входе висит табличка - детей одних не оставлять). В третьих, здесь нет гардероба и посещение музея точно не будет испорчено традиционным "без петельки не возьму". И сумки можно оставить спокойно. Экспозиции есть временные, а есть постоянные, находятся в разных частях здания.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алла10 января 2019 г. 10:55
Музей очень необычный. Были там вместе с гостями из другого города, зашли на постоянную выставку, и еще на временную. Попали на фотопроект. И еще озвученные картины. Формат необычный, да и что сказать, наши гости были впечатлены увиденным прямо со входа. Стильно. А еще на первом этаже можно приобрести даже картину с собой. Мы, правда, только посмотрели на это все. Но остались самые положительные воспоминания об этом месте. Хорошо что наши друзья хотели туда попасть, сами бы не собрались так целенаправленно. Были мы в будний день и отмечу, что несмотря на это было многолюдно. Есть выгодные абонементы для особо интересующихся.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Валерия13 июня 2018 г. 12:27
Была на концерте группы "Пролетарское танго". Очень здорово! После работы удалось хорошо отдохнуть, послушать красивую музыку и стихи :) Понравилось как оформлена сама "Эрарта", было ощущение, что нахожусь где-нибудь в Скандинавии.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю