В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается Детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом. Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, а также скульптура, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме, после вывода из него Детского сада, начинаются реставрационные работы. В 1976 г. производится ремонт накопительного бассейна источника Нарцисс, с установкой нового маскарона (в виде головы льва), отлитого по модели выборгской художницы Т. Архангельской. В 1981-1983 гг. в целях установления исторической дорожной сети парка и исследования фундаментов утраченных павильонов в Монрепо работает отряд Выборгской архитектурно-археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии АН СССР. В 1985 г. воссоздаются, по проекту В. В. Дмитриева, въездные ворота Монрепо.
Состояние парка, а также несоответствие между его историко-культурным значением и использованием в качестве ЦПКиО побудило инициативную группу общественных деятелей Выборга добиваться, при поддержке академика Д. С. Лихачёва, придания Монрепо статуса музея-заповедника. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо" был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 г.
В преддверии новогодних праздников делимся списком мест, в которых советуем побывать, если вы остаетесь в Петербурге. В подборке есть идеи на любой вкус:...
Внимательные администраторы и кураторы парка.Волшебной красоты природа.Расположен на определенном расстоянии от города, конечно, но это того стоит. Если посмотреть с другой стороны, для такой природы, даже, можно сказать, близко расположен. Всего пара часов от города.
В парк Монрепо обязательно ездим несколько раз в год. Там просто волшебная атмосфера. Скалы, сосны, старинные аллеи, флигели, очень здорово там гулять и наслаждаться уникальной ни на какое другое место непохожей природой. Там можно встретиться и семье с детьми, и влюбленные парочки, и пенсионеров, мило прогуливающихся по территории парка.
10 апреля 2018 г. 21:353
Строения и рукотворные достопримечательности находятся в довольно плачевном состоянии и нуждаются в рестоврации
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Андрей
10 апреля 2018 г. 21:46
Парк очень большой и отлично подходит для того, чтобы покататься на велосипеде. Множетсво лесных тропинок, живописные виды, есть кафешки, где можно подкрепиться. Вход стоит 100 рублей, на ограде написано, что с велосипедами нельзя, но на практике пропускают без проблем. Единственное, что насторожило — это большое количество бездомных собак, которые гуляют по парку и около него, впрочем — они не проявляли к нам никакого интереса.
Суровые гранитные скалы, деревья, растущие на голых камнях, темный еловый и светлый сосновый леса, прекрасные виды на залив и острова в нем, уютные уголки с мостиками и скамейками, удобные дорожки и узкие тропинки, богатая история — это музей-заповедний Монрепо. Всем советую, в любое время года.
Мы уверены, что одни из самых лучших и пронзительных стихов о войне написал наш земляк Иван Удовик (1926-1995). Юношей он не успел попасть на фронт, после войны учился в военном училище и одновременно занимался в Ленинградской литературной студии, затем служил в войсках ПВО на Курильских островах. Последнее назначение - Выборг. Здесь вышел в отставку, работал в Выборгском порту.
В основу стихов легла реальная история - записка, найденная недалеко от Выборга на берегу реки Быстрянки: "Здесь похоронен комбат. Нас осталось пять человек – это все, что осталось от батальона. Отбили девять атак”.
"Прости, комбат"
Мы полегли на поле боя
На сорок пятый день войны.
Мы пали все, прикрыв собою
Частицу малую страны.
Кто знает меру нашей боли,
Когда горячая шрапнель
Хлестала рожь на мирном поле,
В хлебах выискивая цель!
Тяжелый колос – нашу веру
Сминали танки в борозде.
Кто знает ненависти меру
К моторизованной орде!
Последним был приказ
комбата:
“Гранат на танки не жалеть!
Я вас прошу, прошу, ребята,
И устоять, и уцелеть…”
И мы тогда клялись комбату,
Клялись израненной стране -
Все, что положено солдату,
Исполнить в праведной войне.
Земля под танками горела,
Горели руки пушкарей,
А Родина на нас глядела
Глазами наших матерей.
Мы в двадцать лет
так жить хотели,
Так не хотели умирать…
Но тень бесславия не смели
Мы бросить на Россию-мать.
Стояли насмерть, как умели,
За друга – друг, за брата – брат.
Но уцелеть – не уцелели.
Прости, комбат.
Прости, комбат.
Иван Удовик, 1984 год
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Афанасий Фет
#Монрепо
Благородные девицы.
Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеса сошли…
Сумароков А.
5 (16) мая 1764 года – 260 лет назад - в Петербурге был основан Смольный институт, первое в Российской империи женское общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Полное название заведения – «Воспитательное общество благородных девиц». Институт был образован указом императрицы Екатерины II «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Указ был разослан по всем губерниям с тем, чтобы «ведая о сем новом учреждении, каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в младенческих летах препоручить сему воспитанию». Однако на этот призыв почти никто не откликнулся в российской провинции, и первый прием воспитанниц состоял из дочерей петербургских жителей, служивших в гвардии или состоявших при дворе. Определяя дочь в Смольный, родитель писал расписку о том, что не будет требовать ее назад ни под каким предлогом до истечения срока учебы, чтобы «не уничтожать усилия педагогов». Девочек принимали на воспитание в возрасте 5- 6 лет, и в течение 9 лет они жили в институте, почти не видя дома. При поступлении девочке из личных вещей оставляли только нательный крестик и иконку.
Институт был основан по инициативе Ивана Ивановича Бецкого, личного секретаря императрицы Екатерины Великой (1762–1779гг.), президента Императорской Академии художеств (1763—1795). Бецкой был не только инициатором создания института, он разработал «Устав воспитания двух сот благородных девиц учреждённаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая и протчая и протчая» (1764). В Уставе перечислены те качества, которые следует воспитывать в девицах: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, к добру склонное и праводушное сердце, и напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом, удаление от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может».
Чему должно обучать воспитанниц Смольного»? В Уставе сказано и о программе обучения: «должно обучать их Российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; Арифметике, Географии, Истории, Стихотворству, и отчасти Архитектуре и Геральдике, а в художествах наставлять рисованию и миниатуре, танцование, музыку вокальную и инструментальную, шитьё всякаго рода, вязание и плетение шёлковое, нитяное, шерстяное и бумажное; а к сему присовокупить надлежит и все части экономии».
Императрица Екатерина II часто посещала свое любимое детище - Смольный и говорила, что «минуты, проведенные ею там, были не потерянными минутами в ее царствование». Незадолго до первого выпуска девиц (30 апреля 1776 г.) императрица пожертвовала из своего кабинета сто тысяч рублей на приданое для выпускниц.
В Смольном часто устраивались праздники: живые картины, балеты, концерты и спектакли. Драматические спектакли очень нравились императрице. Она писала Вольтеру: «Девицы исполняют свои роли лучше здешних актеров. Должно заметить, что число пьес, пригодных для них, слишком ограничено; их надзирательницы избегают тех, в которых слишком много страсти, а французские пьесы почти все таковы… Пьесы пошлые и глупые могут испортить вкус. Как же тут быть?» Вольтер вызвался переделать некоторые пьесы специально для смолянок. При этом Вольтер был в некотором затруднении: «Я полагаю, что ваш батальон в 500 девиц – батальон амазонок…разыгрывая театральные пьесы, половина этих молодых героинь поневоле должна представлять героев; но как справляются они с ролями стариков?» Однако, пообещав переделать репертуар, Вольтер не исполнил своего обещания. Смолянки играли трагедию Вольтера «Заира», оперу-буфф Джованни Перголези «Служанка-госпожа» («La servante-maîtresse»), комическую оперу Шарля Симона Фавара «Любовный каприз, или Нинетта при дворе», из русских пьес – пьесу Александра Сумарокова «Семира», поставленную на масленицу 1772 года. Сумароков был в восхищении и написал письмо к девицам Нелидовой и Борщевой, где прославляет их как «возвышенных питомиц муз», «дщерей Талии и Мельпомены»: «От вас науке ждем и вкусу мы наград и просвещенных чад. Предвижу, каковы нам следуют потомки».
В 1773 году Россию посетил Дени Дидро, во время своего пребывания в российской столице Дидро побывал в Академии художеств, Кадетском корпусе и Смольном институте. Наиболее совершенным учебным заведением Дидро посчитал именно Смольный институт благородных девиц. В своих «Записках» Дидро писал: «Здесь подготовляют честных и образованных женщин. Извлекают все, что только возможно, из природного дарования. Представляют таланту самостоятельно развиваться и находить себе применение в жизни. Здесь осуществили самую чудесную и самую полезную из химер: создали школу, какой никогда не было, какой ныне и какой не будет никогда, - школу, которая, быть может, оказалась бы невозможной ни в одной из стран Европы. Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет».
Между тем, Смольный институт устраивался по образу и подобию первой светской женской школы Европы - Maison royale de Saint-Louis. Королевский дом Святого Людовика в 1684 году основала мадам де Ментенон (Франсуаза дОбинье) – фаворитка короля Людовика XIV. Школа находилась в местечке Сен-Сир (Saint-Cyr) неподалеку от Версаля. Французская революция положила конец Королевскому дому Святого Людовика. Школа была закрыта в 1793 году. Здания Сен-Сира некоторое время служили военным госпиталем. Наполеон на территории Сен-Сира разместил тоже школу, но уже военную. École spéciale militaire de Saint-Cyr – привилегированное учебное заведение, которое готовило офицеров для французской армии и жандармерии. Эту школу при короле Карле Х Бурбоне возглавлял маршал де Брольи Альфонс Габриэль Октав, шурин барона Пауля Николаи.
Но вернемся к смолянкам. Главным событием в жизни институток был экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске девушки получали аттестаты. При Екатерине II шесть лучших воспитанниц получали «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы на белом с золотыми полосками банте. При императрице Марии Федоровне «шифр» получали уже десять учениц. Лучшие воспитанницы определялись в придворную службу, становились фрейлинами. Так, фрейлинами Екатерины II были смолянки: княжна Голицына Варвара Борисовна; Молчанова Екатерина Ивановна; Пассек Варвара Петровна; Римская-Корсакова Александра Егоровна и другие.
В 1782 году (третий выпуск) Смольный институт окончила Мария Петровна Ступишина, дочь генерал-поручика Петра Алексеевича Ступишина, владельца усадьбы Шарлоттенталь в Выборге.
В 1806 году (одиннадцатый выпуск) Смольный институт окончила «с шифром» княжна де Брольи-Ревель Александрина Симплиция, дочь Жозефа-Огюста де Брольи, князя Ревельского и Франсуазы Луизы Анжелики де ля Брусс де Вертейяк. Смолянка Александрина де Брольи в 1811 году стала супругой барона Пауля Николаи.
Всего за 153 года (именно столько лет просуществовал Смольный институт благородных девиц) состоялось 85 выпусков.
В январе-феврале 1812 года, по случаю 13 выпуска из Смольного института, Константин Николаевич Батюшков написал «Хор для выпуска благородных девиц Смольного монастыря». Девушки-выпускницы пели:
Прости же ты, священный кров,
Обитель юности беспечной,
Где время средь забав, веселий и трудов
Как сон промчалось скоротечной!
Где сердце в жизни в первый раз
От чувств веселья трепетало,
И дружество навек златою цепью нас,
Подруги милые, связало!
В одном из залов Русского музея находятся 7 портретов, которые выполнил художник Левицкий Дмитрий Григорьевич. Их можно объединить одним названием «Смолянки». Считается, что это серия, выполненная по заказу Екатерины II. Грациозные, нежные, кокетливые, лукавые, смотрят на нас из далекого XVIII века благородные девицы: Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская, Глафира Алымова и Екатерина Нелидова, Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова, Александра Левшина, Наталья Борщова и Екатерина Молчанова.
Материал подготовила научный сотрудник
музея-заповедника «Парк Монрепо Наталья Лисица
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
1896
03.05.2024 в 15:22
Сегодня за чистоту в Монрепо благодарим наших коллег, сотрудников !
🧤Приглашаем и вас стать участником завершающего весеннего субботника на территории у Пороховых погребов завтра, 4 мая.
📍Сбор в 11:00 у Главных ворот.
Труд в парке поможет вам стать чуть ближе к Монрепо. ✨
Общими усилиями поможем #Монрепо преобразиться!
Комментарии посетителей (2)