Возможно, это парадокс, или так действительно устроен человек, но чем грубее и проще рисует память образ войны, чем меньше пафосных слов звучит вокруг, тем острее обжигает боль утрат и тем громче хочется кричать о жизни.
Чтобы научиться ценить и боготворить ее так же, как это делали в полумертвом блокадном Ленинграде.
Чтобы научиться, – как это умели там и тогда, – жалеть и кормить чужих, утешать безутешных и вселять надежду в тех, у кого уже ничего не осталось.
Чтобы всегда и при любых, даже самых бесчеловечных обстоятельствах, оставаться людьми.
И чтобы никому – ни сейчас, ни когда-либо потом – не пришло в голову повторить тот ад. Войну. Блокаду. Бомбежки.
Голод, холод, смерть.
В преддверии одной из самых скорбных дат в истории нашей страны – дня начала Великой Отечественной войны, – на сцене Театра Музыкальной комедии, того самого, чей коллектив в полном составе разделил с Ленинградом его страшную блокадную участь, 18 июня в 19 часов будет дан уникальный спектакль. «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города». Нетипичная постановка о жизни и надежде. Пронзительная светлая история о свободе и силе искусства, о презрении к смерти, о предчувствии счастья, о мужестве, стойкости и любви.
Тот самый спектакль Руслана Кудашова, участникам которого аплодировали стоя.
Спектакль-посвящение артистам и зрителям блокадного Ленинграда.
Спектакль-напутствие нам сегодняшним.
Спектакль, который невозможно пропустить.
О чем он?
Это полтора часа эпизодов реальной жизни блокадного города глазами и голосами людей искусства. По разным причинам многие артисты балета, оперы, драмы и оперетты, поэты, писатели и музыканты не эвакуировались из Ленинграда в 41-ом. Не успели. Не захотели. Не смогли. Остались здесь.
Это документальный эпос непокоренных – в пронзительных дневниках людей невоенных профессий.
Это простой искренний разговор – без пафоса – со взрослыми и с детьми о реалиях войны и силе искусства, о ежедневном подвиге, о чувстве человеческого достоинства и неизлечимой временем трагедии.
Это история торжества жизни посреди блокадного ада. Жизни единственной и желанной – безудержной, как весенняя капель с крыш, смешливой, как желтое море мать-и-мачехи, искрящейся, как льдинка на варежке, будоражащей, как теплое апрельское солнце. Или как стакан кипятка с кусочком сахара. В той жизни были поводы для счастья. Именно из них ленинградцы – и артисты, и зрители – по крупицам собирали надежду.
Декорации предельно лаконичны. На сцене – наши современники, каждый из которых – легенда своего поколения, звезда в своем неповторимом особом жанре. Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Николай Буров, Ирина Мазуркевич, Михаил Морозов, Павел Григорьев. С их именами во многом ассоциируется нынешний театральный Петербург.
Всего шестеро, но в этой уникальной постановке их голоса воскресят образы многих блокадных коллег по «цеху», очень разных, но связанных общей болью и судьбой. Балерина Наталья Сахновская и тенор Иван Нечаев – оба служили в Кировском театре, артист Ленинградской оперетты Анатолий Королькевич, боец Волховского фронта Юрий Никулин (тот самый, любимый клоун – но только потом, после войны), потомственная актриса, блистательная прима дореволюционной Александринки, народная артистка РСФСР Вера Мичурина-Самойлова, директор Блокадного театра Аким Барский, легендарный балетмейстер Ансамбля пионеров, командир агитвзвода, лейтенант Аркадий Обрант, эстрадная певица Клавдия Шульженко, писательница Вера Инбер, композитор Валериан Богданов-Березовский.
Искусство в осажденном Ленинграде казалось просто невозможным. Но город плевал смерти в лицо. Театр музыкальной комедии давал оперетты с оркестром почти каждый день, часто по два спектакля. Работали оставшиеся в городе артисты оперы и балета Кировского театра, Оркестр Радиокомитета, дикторы и радиожурналисты, поэты, композиторы, хореографы. Музыкальные постановки транслировались по радио — Чайковский гремел в промерзших квартирах, заполняя собой все пространство. Он «отменял» войну – хотя бы на несколько часов...
Город не просто изо всех сил сохранял свой привычный культурный код, он приумножал его, несмотря на чудовищные обстоятельства. 18 октября 1942 года в растерзанном Ленинграде – и это уникальный в мировой истории случай – начал работу новый театр, официально Городской, но сразу прозванный «Блокадным». Три раза в неделю здесь играли русскую и советскую классику.
Из оставшихся в живых воспитанников Дома пионеров на Невском балетмейстером Аркадием Обрантом был создан Молодежный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии. Восемнадцать еле живых подростков дали более 3000 концертов в госпиталях и на передовой: они исполняли гопак и плясовую и пытались улыбаться, а зрители аплодировали и плакали.
Легкомысленное, фонтанирующее, красочное, танцующее канкан на фоне голода и неутихающих бомбардировок, искусство блокадного Ленинграда выглядело контрастно, парадоксально, отчаянно... Но для многих именно оно оказалось той самой спасительной искрой, которая не дала угаснуть, замерзнуть, сгинуть.
Ленинградские зрители ходили в театры и на концерты, даже когда не были уверены, что опухшие от голода ноги донесут их обратно домой. Они не трогались с места, даже когда во время спектакля в городе начинался новый обстрел.
Ленинградские артисты выходили на сцену, даже когда дома лежал покойник. Даже когда уже очень стыдно и страшно было, играя «сытую» романтическую роль, открывать на сцене обтянутые кожей кости.
Искусство объединяло – оно было нужно и тем, и другим как воздух, как хлеб, как доказательство того, что жизнь продолжается.
Премьера спектакля «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города» (и единственный его показ) состоялась на сцене Театра Музыкальной комедии в конце пандемического 2020-го.
В зале был аншлаг (конечно, с поправкой на наше непростое время).
Вопреки кажущемуся цинизму эпохи, по-прежнему ценны честность и человечность, стремление к красоте и неодолимая воля к жизни.
Люди плакали и смеялись – по-настоящему искренне и светло.
Из-за пандемических ограничений зрители не смогли принести в театр цветы.
В финале спектакля зал аплодировал артистам и режиссеру, стоя.
Благодаря партнерству продюсерской команды проекта, Творческого бренда Dance Open, с «Триколор ТВ», телеверсию спектакля посмотрели почти 3 миллиона зрителей по всей России.
Редкая возможность еще раз увидеть нашумевшую постановку – и не в записи, а на живой сцене, – вновь появилась у петербуржцев.
Вечером 18 июня 2021 года приходите в Театр Музыкальной комедии, чтобы прикоснуться к памяти и истории Города.