Одноактный балет «Лебедь и я, или Сказка о Гадком Утёнке» по мотивам произведений Г. К. Андерсена на музыку П. И. Чайковского. Одна из самых любимых сказок Ганса Христиана Андерсена о чудесном превращении некрасивого утёнка в прекрасного лебедя и музыка Петра Ильича Чайковского положены в основу нового балета для детей, который исполнят тоже дети — артисты и солисты уникального Театра детского балета. Инициатором, художественным руководителем постановки и автором либретто выступил Заслуженный артист России, выдающийся танцовщик, главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб, хореограф — Николай Андросов. Сколько же разных тем есть в этой сказке: о превращение несуразного малыша, а затем подростка, не верящего в свои силы, в прекрасного Лебедя; о взаимоотношении массы или стаи с тем, кто выбивается из неё, кто не такой, как все, о силе большинства и одиночестве; о пути и испытаниях, которые необходимо пройти в поисках себя и своего призвания; о дружбе и родительской любви; о жестокости, которой полон мир, и о любви, которая всегда сильнее и побеждает. Сказка — очень мудрая и глубокая история. Через сказку всегда воспитывали и прививали основные понятия, причём не назидательно «в лоб», а иносказательно, не навязывая прямолинейных выводов, а рождая внутренние ответы, которые становят убеждениями и основой характера. А сказка, положенная на прекрасную музыку — вдвойне быстрее найдёт путь к сердцу и душе маленького человека, открытого прекрасному. Да и во взрослых (в каждом из которых жив ребёнок) такая музыкальная сказка, да ещё исполненная талантливыми детьми, заставит на время спектакля стать более открытыми, и может быть тоже разрешить какие-то вопросы или хотя бы на время вернуться в детство, красоту и добро.
Музыка Чайковского выбрана не случайно — она прекрасна, знакома, любима. И в ней точно есть что-то «лебединое» — порыв, мечта, красота и полёт. Театр детского балета был основан в 1992 году.
Директор — Анатолий Сергеевич Никифоров, художественный руководитель — Ирина Александровна Сафонова, ученица Агриппины Вагановой. Вышедшие из старейшей балетной школы русского балета — Академии им. Вагановой, и прошедшие большой творческий путь как танцовщики Мариинского театра, они объединили вокруг себя единомышленников — педагогов из артистов Мариинского театра.