Археологическая коллекция Староладожского музея по праву считается одной из самых интересных в России. Она побывала во многих европейских странах. Этнографическая экспозиция представляет вещи крестьян, мещан, дворян, купцов и рассказывает о сословном быте жителей Ладоги. Основной доход ладожанам приносили занятия промыслами: плитоломным, лесным, судовым, рыбным, кожевенным, коновальным и кузнечным. Многочисленные прялки ("золоченки" и "крашенки") свидетельствуют о развитии таких ремесел как прядение, ткачество и обработка дерева.
Живописная коллекция музея-заповедника насчитывает более 400 работ. Это работы русских и советских художников, работавших в разное время в Старой Ладоге. Тематика картин сосредоточена на архитектурных и природных пейзажах, современной жизни ладожан.
Материал обновляется по мере поступления новой информации.
С 12 мая в Ленинградской области ослабили ограничительные меры в зависимости от ситуации в...
В Музее-заповеднике "Старая Ладога" пройдет праздник "Чудеса у Новогодней ёлки".
Дед Мороз и Снегурочка будут ждать малышей на новогодний праздник в музее...
В преддверии новогоднего праздника откроется выставка елочных игрушек и украшений, а также новогодних поздравительных открыток периода с 1930-х годов...
Выставка рассказывает о театральной жизни Волховского района, которая ведет отсчет от начала ХХ века, когда машинисты паровозов и кочегары, мастера и рабочие...
Персонал отличный - доброжелательный, вежливый, открытый к общению. Экскурсию проводят очень увлекательно.Территория музея-заповедника достаточно большая, есть церкви, монастырь, крепость и даже земляной город. Музей конечно, расположен далеко за городом.Но его стоит посетить. Выделить для этого один день.Безусловно, посещение этого музея необходимо для более полной картины об истории нашего города.
11 апреля 2018 г. 16:119
Отличные экскурсоводы работают на площадке, увлекательно рассказывают.
Оценка
Комментарии посетителей (3)
Анна
29 марта 2019 г. 18:30
Музей-заповедник Старая Ладога просто невероятный. При посещении узнаешь много увлекательных фактов. Именно здесь пролегали великий торговый путь «из варяг в греки». И именно сюда, по приглашению местных жителей прибыл князь Рюрик.
Тут можно гулять долго, территория большая, одновременно открыты несколько выставок. Есть усадьба, церкви, крепость, монастырь, земляной город. И взрослые, и дети найдут чем заняться, для семейного выезда хороший вариант. На машине доехать можно по автотрассе Санкт-Петербург-Петрозаводск или Новая Ладога-Зуево. Для тех, кто пользуется общественным транспортом, есть электрички с Московского или Ладожского вокзала, ехать до станции Волховстрой (город Волхов), далее на автобусе до Старой Ладоги. Дорога занимает время, но поездка стоит того и надолго запомнится. Часто сюда не поездишь.
БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО
Друзья, сегодня мы познакомим вас с дореволюционным изданием из музейной коллекции «Редкая книга». Перед вами «Альбом видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов». Альбом отпечатан в типографии Е. И. Фесенко, располагавшейся в городе Одесса, в период с 1883 по 1917 год. Отметим, что владелец типографии Ефим Иванович Фесенко (1850−1926) являлся одним из самых успешных и деятельных издателей Российской империи конца XIX−начала XX века. Продукцию его типографии составляли как дорогие книги, так и издания религиозно-нравственного характера, доступные большинству: иконы, картины, брошюры, листки и т.д. Ввиду своей тематики и весьма небольшой стоимости эта печатная продукция, выпускавшаяся колоссальными тиражами, весьма ценилась в народной среде. Печатались в типографии и альбомы с видами русских храмов, монастырей и святынь. Альбом из музейной коллекции относится именно к этой категории изданий. Его содержание составляют 25 нумерованных цветных изображений – фотографии культовых, жилых и хозяйственных построек Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, его обитателей и природы острова Валаам. На иллюстрациях нашли отражение такие объекты обители как Никольский скит, скит Всех Святых, монастырская ферма, пристань и многие другие. Каждое изображение сопровождено соответствующей подписью.
До революционных событий 1917 года «Альбом видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов» выдержал семь изданий, что может свидетельствовать о его большой популярности. К сожалению, нам неизвестно, какое по счёту издание альбома находится в коллекции музея. Этот и ряд других вопросов связан с сохранностью этого издания. Помимо некоторых листов из содержания книги утрачены и её ключевые элементы – обложка и титульный лист с выходными данными, отсутствие которых несколько усложнило атрибуцию. Название, место и время издания, первоначальный объём – главные вопросы, которые удалось решить благодаря изданиям «Альбома» 1911, 1914 и 1917 годов. Загадка очерёдности издания альбома из коллекции музея пока сохраняется, однако мы не теряем надежду на её вероятную разгадку.
Ольга Ищенко,
хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга"
#бумажныйхранитель
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой
В 2004 году при раскопках Земляного Городища найдены деревянные клещи хомута.
Хомут – часть конской упряжи, позволяющая распределить нагрузку на шею и плечи лошади. Классический жёсткий хомут состоит из клещей, супони (ремень, стягивающий клещи хомута в нижней части) и хомутины – мягкой подкладки из кожи и войлока.
Принято считать, что жёсткий хомут был изобретён в VII веке на Востоке, в начале X столетия он попал на территорию Европы и к XII веку получил широкое распространение. Причём, одними из первых активно использовать хомут стали франки и норманны. В соседнем Ладоге Великом Новгороде клещи хомутов встречаются в слоях X и выше.
Изобретение жёсткого хомута повлияло на развитие сельского хозяйства: произошла замена волов более быстрыми лошадьми. Используемое ранее ярмо сильно давило лошади на дыхательные пути, что в итоге сильно влияло на её трудоспособность. По этой причине на протяжении многих десятилетий во время пахоты или при перевозке тяжёлых грузов использовали крупный рогатый скот.
Итак, вернёмся к клещам, обнаруженным на Земляном Городище: изготовленные из цельных кусков дерева, имеющие гужевые отверстия в центральной части и для связки супонью в нижней. На одной клешне процарапан орнамент в виде спиралей и геометрических фигур.
Теперь же информация, на которой хочется сделать отдельный акцент: ладожские деревянные орнаментированные клещи жёсткого хомута найдены в слое, датируемом 70-ми – 80-ми годами IX (!!!) века.
Алёна Залогина,
хранитель коллекции «Археология»
ЛИЦОМ К ЛИКУ
Совсем недавно 5 мая Православная Церковь встретила главный христианский праздник – Пасху Христову! Её празднование длится 40 дней. Поэтому сегодняшнюю публикацию мы посвятили иконе «Воскресение (с 12-ю праздниками в клеймах)» ХIХ в. Скорее всего, это аналойный образ для поклонения верующих или для домашней молитвы.
Перед нами икона со сложной иконографией, именовавшаяся среди иконописцев Нового времени «по́лницей» (от слова «полный») и получившая большое распространение в народной среде. В клеймах по периметру иконы изображён годовой литургический цикл праздников. Порядок изображений в клеймах нужно рассматривать не по часовой стрелке, а слева направо, словно читаешь книгу, пропуская средник: Троица Ветхозаветная, Рождество Богоматери, Введение Богоматери во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Успение Богоматери, Воздвижение Креста Господня.
В центральной части средника «полниц» обычно изображается сцена «Восстание из гроба – Сошествие во ад». Так, в среднике иконы «Воскресение» из музея-заповедника «Старая Ладога», отделённом от клейм зелёной с белым рамкой, Иисус Христос изображён дважды: в верхней части Он стоит на гробе, слева от Него – ангел, а справа – благоразумный разбойник; в нижней части Господь изображён протягивающим руку Адаму, чтобы вывести его из ада, справа от Спасителя стоит Ева.
Такой двусоставный тип изображения Воскресения появился в отечественном искусстве в XVII – XVIII веках в результате копирования русскими иконописцами западноевропейских гравюр, в первую очередь из «Библии Пискатора». Ранним примером использования иконографии «Восстание Христа от гроба» в русском искусстве является икона первой половины XVII века «Воскресение с Сошествием во ад» из церкви Спаса Пробоина в Ярославле (Ярославский художественный музей, илл. 3). Она написана строгановскими мастерами на очень высоком художественном уровне. Образ из музея-заповедника «Старая Ладога» принадлежит к народным иконам: «краснушкам» и «полосатым». О
рассказ шёл ранее. В «полосатых» иконах фоны, как в среднике, так и в клеймах, выполнялись в два цвета: верхняя часть – светлой краской (чаще ярко-жёлтой, заменявшей золото); нижняя часть – тёмной.
В статье Михаила Красилина «Народная икона: феномен национальной культуры» (журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89. Сентябрь 2011) опубликовано изображение иконы «Воскресение Христово с праздниками» (2-я пол. XIX в.. Центральная Россия, Церковное собрание, илл. 4). Уже при первом взгляде заметно сходство исполнения образов, как будто их писал один и тот же мастер.
Подобные иконы «Воскресение с двунадесятыми праздниками» пользовались большим спросом у крестьян, так как зачастую выполняли функцию «аграрного» календаря. Поэтому перед иконописцами стояла задача: сделать как можно больше икон, причём доступных по цене.
Дарья Исакова,
хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь»
#лицом_к_лику
Комментарии посетителей (3)