«Группа 94» – это творческий тандем «Большой мамы» Юлианны Погониной и ее учеников.
«В поисках образа»... подобное словосочетание не является новым, к нему прибегают довольно часто. Но целью было не придумать какое–то уникальное обобщающее название, а наиболее точно дать обозначение тому общему, что объединяет всех авторов. В поисках образа – самое лучшее определение того, что предстанет перед зрителем.
Что такое образ? Обратимся к общепринятому значению. Образ – образовывать – создавать. Когда я спросила у членов «Группы 94», что же для них художественный образ – выразить каким-то конкретным словом оказалось довольно трудно. Через множество разных путей, личных переживаний и рассуждений, в итоге каждый пришел к более или менее общему знаменателю - слову «тема». Но это не просто какой-то сюжет.
Художественный образ для них – это начало, отправная точка, вызывающая эмоции, отклик, ощущения, которые в итоге перерождаются в физическую оболочку.
У каждого члена «Группы 94» есть своя собственная тема, которая вызывает волнение и о которой им хочется поведать зрителю. Объединяет их то, что мотивы они ищут в наблюдении за окружающим миром. Это улицы родного города, новые места, путешествия, наблюдения за животными, за людьми вокруг – и близкие, и совершенно незнакомые, которых мы каждый день встречаем в метро, в автобусе, в магазине, в музее, в кафе. Все вместе – добрые истории о трогательности человека, и это не только хорошие дела и улыбки, это и правдивые истории о человеческой нелепости, о том, что каждый из нас постоянно находится на распутье, и кто-то делает осознанный тот или иной выбор, а кто-то просто запутался... Но если взглянуть глубже – это истории о самих себе. И обо всем об этом можно говорить через призму любовного отношения к миру. Опять перед глазами появляется автопортрет А.Дюрера, и напоминаешь себе о том, что главный образ Бога – это любовь, которая живет, несмотря на все наши ошибки.
Как-то однажды, на одной из наших с ребятами встреч, мы говорили о книгах, и в том числе о «книге художника», как о еще одной замечательной возможности произвести диалог со зрителями. Не привязываясь к различным толкованиям этого художественного явления, мы собрали свое видение осуществления творческих идей в подобной форме. И в тот же день мы договорились, что если ребята создадут свои «книги», то мы сможем сделать выставку за пределами родной ДХШ №16. Во главе с их учителем, ЮлианнойПогониной, они подошли к этому предложению серьезно. Итогом служит то, что предстанет на выставке в галерее «Центр книги и графики». Это графика, стекло, скульптура и осуществленные «книги художника». Озвучив идею и форму, я оказалась причастна к по-настоящему большой работе, которая может стать для каждого из юных членов группы началом большого пути.
Я не знаю, как сложатся судьбы этих молодых художников. Да, именно художников, я не боюсь произносить этого слова в их адрес, потому что они уже доказали, что таковыми являются. У каждого множество своих интересов, желаний и надежд, и возможно, не у всех они связаны с художественным будущем. Но если они захотят пойти именно по этому пути, то я желаю им не растерять все то хорошее и глубокое, что в них живет, а только преумножать и оставаться такими же сомневающимися, трепетными, восприимчивыми и трудолюбивыми. А фундаменту, который в них уже заложен не без большой работы и помощи родных и наставников, могут позавидовать многие даже взрослые художники. Вы в этом убедитесь, рассмотрев выставку и ту фантастическую работу и уровень, который не ожидаешь от юных ребят их возраста. (Лейла Бабакулова, искусствовед, сотрудник Государственного Русского музея)